ИНФОРМАЦИЯ
о предварительных итогах коллективных переговоров по подготовке согласованного
проекта Отраслевого тарифного
соглашения в электроэнергетике РФ на 2012 и
последующие годы.
Вступление сторон социального партнерства на отраслевом
уровне – Объединения РаЭл и ВЭП в коллективные переговоры по подготовке и
заключению Отраслевого тарифного
соглашения в электроэнергетике РФ, которое может вступить в действие с 01
января 2012 года, было обусловлено истечением срока ныне действующего ОТС,
необходимостью получения перспективных тарифных решений с учетом принятых
обязательств по ОТС будущего периода, а также возможностью своевременного учета
принятых по ОТС норм сторонами социального партнерства локального уровня при
заключении коллективных договоров в Организациях.
Стороны обменялись в феврале 2011 года предложениями по
вступлению в коллективные переговоры и фактически 02 марта 2011 года вступили в
коллективные переговоры. Первое заседание созданной сторонами Комиссии по
ведению коллективных переговоров состоялось 16 марта 2011 года. Забегая вперед
скажу, что всего таких заседаний, оформленных протокольно, состоялось десять.
С самого начала коллективных переговоров стороны ощущали
наличие противоречий по характеру вносимых предложений, а порой и полную
противоположность взглядов на нормы и положения, предлагавшиеся к обсуждению.
Достаточно сказать, что за 6 заседаний Комиссии были рассмотрены лишь отдельные
нормы разделов «Общие положения», «Рабочее время и время отдыха». Но, когда
Комиссия приступила к обсуждению третьего раздела «Оплата труда»,
разнополярность взглядов сторон, участвующих в переговорах, достигла
критического предела.
С учетом этих противоречий, проводимых сторонами
корпоративных мероприятий, грядущих майских выходных и праздничных дней,
Комиссия приостановила свою деятельность до 20 мая. В это время каждая из
сторон проводила консультации со своими доверителями по проблематике возникших
разногласий.
Профсоюзная сторона вынесла вопрос о ситуации на
коллективных переговорах на обсуждение президиума ЦК ВЭП и участников II-го
Пленума отраслевого профсоюза, где была сформирована жесткая позиции выборных
органов, отмечавших ухудшение качества
социально-трудовых отношений в отрасли, необходимость более активного использования
возможностей отраслевого соглашения в качестве инструмента отстаивания
интересов работников. Президиум ЦК ВЭП и участники Пленума профсоюза также
обсудили ряд принципиальных норм, которые содержались в предложениях
Профсоюзной стороны, возможность их корректировки и приняли обращение к
работодателям, в котором обратили внимание работодательского сообщества на
недопустимость снижения достигнутого уровня социальных гарантий работникам и
опасность позиции их представителей на коллективных переговорах, потенциально
способной нарушить сложившийся уровень социально-трудовых и связанных с ними
экономических отношений в отрасли.
В свою очередь 27 – 28 апреля 2011 года сторона
Работодателей провела консультации со своими доверителями в рамках годового
собрания членов Объединения РаЭл и комплексного совещания. Кроме того,
Наблюдательный совет Объединения РаЭл рассмотрел обращение участников II-го
Пленума ЦК ВЭП. В рамках данных мероприятий была принята скоординированная
позиция работодателей, ориентированная на повышение договороспособности.
Помимо этого у сторон, участвовавших в переговорах,
состоялись консультации с
работодателями, не входящими в Объединение РаЭл и не делегировавшими ему
полномочия на участие в коллективных переговорах от своего имени. Стороны учли
факт поступления в адрес Объединения РаЭл и ВЭП предложений по проекту ОТС от
Некоммерческого партнерства «Союз производителей энергии», обоснованности и
возможности рассмотрения данных предложений Комиссией.
Для активизации работы Комиссии и в качестве эксперимента и
с целью более продуктивного рассмотрения предложений сторон в проект ОТС
будущего периода на 7-ом заседании комиссии 20 мая 2011 года была сформирована
Рабочая группа из паритетного представительства участников сторон.
В состав Рабочей группы из представителей сторон, участвовавших
в коллективных переговорах, по согласованию были включены:
- от Профсоюзной стороны – Офицеров Ю.Б., Быхкало Н.Н.,
Воробьев В.Т., Красотин А.С.;
- от стороны Работодателей – Замосковный А.В., Потапова
В.Н., Ушкаров П.Н., Павлов А.В.
Целью деятельности Рабочей группы ставилось нахождение в
кратчайшие сроки взаимоприемлемых решений по содержанию ОТС будущего периода,
формулирование и согласование норм и положений, не нашедших поддержки у сторон,
участвующих в переговорах, подготовка согласованной редакции проекта ОТС,
которое может вступить в силу с 01 января 2012 года.
Надо подчеркнуть, что участники Рабочей группы вели
консультации в крайне жестких условиях, вызванных:
- тем, что ключевые позиции, предложенные сторонами на
коллективных переговорах, носили в очень большой степени противоречивый и,
часто диаметрально противоположный характер;
- осознанием большой ответственности за принимаемые решения,
действовали в условиях ярко выраженного давления со стороны значительного числа
заинтересованных лиц (группы энергокомпаний, структуры отраслевого профсоюза,
органы власти);
- давлением, испытываемым участниками переговоров в связи с
самым пристальным вниманием к результатам коллективных переговоров
представителей организаций, входящих в состав НП «Союз производителей энергии»,
выдвигавших предложения, при учете в проекте ОТС которых становилось возможным
их участие в ОТС;
- ограниченными временными рамками (Рабочей группе
необходимо было в кратчайшие сроки рассмотреть большое количество предложений
сторон, при этом более 50% из них содержали те или иные новации различной
степени сложности). Дефицит времени ощущался и в связи с острой необходимостью
подготовки согласованного проекта ОТС к периоду принятия тарифных решений
государственными органами в области тарифорегулирования и
коллективно-договорной кампании в организациях электроэнергетики;
- необходимостью подготовки и проведения других мероприятий,
согласованных сторонами социального партнерства в параллельные сроки, а также
мероприятий, проводимых Объединением РаЭл и ВЭП обособленно друг от друга в
соответствии с ранее намеченными корпоративными планами.
Необходимо отметить эффективность принципиально новой формы
взаимодействия представителей сторон, позволившей достаточно оперативно найти
выходы из ранее, казалось, непреодолимых ситуаций и согласовать проект будущего
ОТС.
Впервые опробованная форма взаимодействия представителей
сторон Комиссии по ведению коллективных переговоров показала высокий уровень
договороспособности, позволивший рассмотреть все представленные сторонами
предложения в кратчайшие сроки, найти по ним согласованные решения и
сформировать текст конкретного проекта документа, безусловно, требующего
одобрения полномочными органами представителей работодателей и работников.
Очень важно отметить, что согласованный текст проекта ОТС будущего периода –
это всего лишь хрупкий баланс интересов, который может быть нарушен, при
условии даже незначительного внедрения в него принципиальных и не совсем
изменений, меняющих общую концепцию сформулированных норм и положений.
27 мая результаты работы Рабочей группы были доложены на 8
заседании комиссии по разработке проекта ОТС.
Комиссия отметила:
- выполнение поручений Рабочей группой по разработке проекта
ОТС;
- эффективность формата работы.
Комиссия приняла проект ОТС для дальнейшей проработки и
поручила сторонам в кратчайшие сроки провести необходимые консультации по
проекту ОТС со своими доверителями и дополнительный юридико-технический анализ
подготовленного проекта ОТС.
31 мая состоялось 9 заседание Комиссии, где продолжилось
обсуждение отдельных норм проекта ОТС, которые с точки зрения Комиссии
требовали дополнительного обсуждения. Было принято решение о проведении
дополнительных консультаций на уровне экспертов для сближения позиций сторон по
несогласованным вопросам.
3 июня 2011 года состоялось 10 заседание Комиссии, на
котором в присутствии представителей Государственных органов власти (Минэнерго
России, Минздравсоцразвития России, Роструд),
согласовав последние предложения сторон, Комиссия приняла решение о
завершении коллективных переговоров. Проект ОТС направлен на рассмотрение
полномочными органами сторон. После рассмотрения проекта ОТС полномочными
органами предполагается подписание ОТС будущего периода.
По итогам работы Комиссии и подготовки согласованного
проекта ОТС можно дать предварительную оценку его содержания и возможным
последствиям принятия данного документа в сфере развития социального
партнерства, повышения эффективности регулирования социально-трудовых отношений
в электроэнергетике РФ в случае реализации заложенных в проекте ОТС
возможностей.
1. Впервые в электроэнергетике РФ устанавливаемый с 1 января
2012 года размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда
превысил МРОТ в Российской Федерации и составил 4612 рублей.
2. Важным сигналом для последующего развития
социально-трудовых отношений является то обстоятельство, что решение о
прохождении барьера МРОТ не является следствием технической индексации ММТС, а
осознанным шагом, подкрепленным решением сторон. В результате стороны
социального партнерства локального уровня имеют возможность применить в
качестве ориентира для установления тарифной ставки первого разряда в
организации размер МРОТ в соответствующем субъекте РФ.
3. Изменен порядок индексации ММТС. Осуществлен переход на
упреждающую индексацию ММТС с учетом проведения необходимой корректировки
размера ММТС в случае расхождения показателей прогнозного индекса
потребительских цен в Российской Федерации и его фактического значения.
4. Впервые в практике социального партнерства в
электроэнергетике в проект ОТС включена важная гарантия – установлен
минимальный размер заработной платы работников. Размер минимальной заработной
платы в явном виде перешагнул планку прожиточного минимума в РФ, причем не общий
его размер (5 902 рубля), а размер прожиточного минимума трудоспособного
населения, который существенно выше (6 367 рублей). Данная норма должна стать
отчетливым ориентиром для сторон социального партнерства локального уровня в
части целесообразности соотнесения уровня минимальной заработной платы в
конкретной организации с прожиточным минимумом в соответствующем регионе.
5. Впервые определена доля постоянной части заработной платы
работников электроэнергетики, которая не может составлять менее 50% от всей
совокупности заработной платы.
6. Серьезным образом увеличивается размер льгот, гарантий и
компенсаций работникам. Их перечень не подвергся ревизии. При этом базовые
размеры единомоментно увеличиваются на 25%.
7. Предоставление некоторых льгот впервые в практике
тарифного регулирования завязано с наличием у Организации прибыли по итогам
предыдущего года.
8. Повышен в 2 раза размер взносов по договорам
добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками
медицинских расходов застрахованных работников.
9. Согласованный проект ОТС содержит ряд других норм,
позволяющих сторонам социального партнерства локального уровня адекватно развивать социально-трудовые
отношения в конкретных организациях электроэнергетики.
Помимо этого можно констатировать взвешенный подход,
учтенный в проекте ОТС, к оценке экономической и социальной ситуации в
электроэнергетике, в том числе с учетом влияния существующих особенностей
тарифного регулирования цен на продукцию и услуги энергокомпаний. Комиссия по ведению
коллективных переговоров учла позицию государства о необходимости безусловного
сдерживания темпов роста цен (тарифов) на продукцию и услуги энергокомпаний,
которые находятся под самым пристальным контролем государственных органов.
В целом проект ОТС опирается на действующий документ (ОТС на
2009-2011 годы), при этом в ряде случаев развивает его нормы, закладывает
основу для взаимодействия работодателей и полномочных представителей работников
при заключении коллективных договоров, формирует возможности для инициатив
сторон при подготовке и заключении последующих отраслевых соглашений.
Вместе с тем в проекте присутствуют не вполне интересные для
Профсоюзной стороны нормы, в том числе вызванные непопулярными последними
правительственными решениями в сфере социально-трудовых отношений. Их наличие
также обусловлено целым рядом объективных причин, в том числе и не зависящих от
желания сторон на коллективных переговорах.
Справедливости ради необходимо отметить, что в проекте ОТС
будущего периода отсутствует возможность корректировки размера минимальной
месячной тарифной ставки рабочих первого разряда по итогам 2012 года. Однако
при этом с 1 января 2012 года минимальная месячная тарифная ставка рабочих
первого разряда устанавливается в организациях электроэнергетики в размере 4612
рублей, что опережает на 9,6% установленную величину ММТС на 01 января 2011 г.
(4207 руб.).
Тем не менее, Стороны нашли возможность принять
компромиссные решения посредством взаимных уступок и нахождения приемлемых
формулировок, нашедших свое отражение в согласованном проекте ОТС, которое
может вступить в силу с 01 января 2012 года.
соглашение о развитии социального партнерства
|